Дидактическая игра паровозик по развитию речи. Дидактическая игра «Веселый паровозик» учебно-методическое пособие по развитию речи на тему. Варианты игр для детей
Дидактическая игра для дошкольников "Математический паровозик"
Хохлова Наталья ЕвгеньевнаДолжность: учитель-дефектолог, МКДОУ № 18 (филиал), г. Миасс Челябинская область
Название ресурса: дидактическая игра "Математический паровозик"
Краткое описание ресурса: игра для детей дошкольного возраста на формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления.
Цель и задачи ресурса: закрепление навыков счета, состава числа, числового ряда, порядкового счета; развитие зрительного восприятия, логического мышления.
Актуальность и значимость ресурса: игра может быть использована логопедами, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми.
Оборудование: игра выполнена с помощью ПК (персонального компьютера), состоит из плоскостных изображений: паровоза, вагончиков, колес для вагончиков.
Практическое применение: индивидуальные занятия, фронтальные коррекционные занятия (в качестве демонстрации задания или непосредственно игры «по очереди»).
Методика работы с ресурсом:
1. Индивидуально: ребёнок берет один из паровозиков. На колесе паровоза изображено число, ребенок подставляет к нему вагончик и подбирает к вагончику колеса с изображением цифр или точек так, чтобы в паре они составляли указанное число.
2. Фронтально: используется в качестве демонстрации задания при помощи магнитной доски и магнитов; дети на своих местах работают устно и фронтально.
Данная игра направлена на закрепление навыков счета, состава числа.
Вариант I
Выложите перед ребенком паровозик с несколькими вагончиками (количество вагончиков зависит от освоения ребенком пределов счета) и предложите пронумеровать вагончики по порядку. Для нумерации можно использовать любые карточки с цифрами или же воспользоваться колесиками от вагончиков.
Вот например паровозик в пределах 3-х
Или как вариант закрепления порядкового счета предложите ребенку паровозики с изображенными на них цифрами выстроить по порядку.
Вариант II
Предложите ребенку один из паровозиков с определенным числом. Попросите подготовить его для дальнего путешествия. Но для этого ему нужно прицепить вагончики. Сколько будет их мы не знаем. Поэтому начинаем прицеплять по одному вагончику и подбираем к вагончику колеса так, чтобы пара колес вместе составляла число изображенное на паровозике.
Вагончики:
Колеса:
Можно использовать колеса с изображением точек или чисел.
Например вот такие паровозики могут получится:
Можете предложить ребенку посчитать сколько всего вагончиков повезет паровозик.
Придумывайте и другие задания с использованием данного материала. Желаю Вам творческих успехов!
Жанна Бубнович
Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми старшей и подготовительной группы.
Цель : совершенствование навыков чтения, развитие фонематических процессов.
Задачи:
1. Закрепить навыки формирования фонематического восприятия: умение вычленять звуки в словах.
2. Закрепить навык звуко-буквенного анализа слов.
3. Развивать фонематические процессы.
4. Создавать бодрое настроение, благоприятный эмоциональный настрой во время занятий.
Оборудование: плоскостное изображение паровоза и вагончиков, карточки синего, зелёного и красного цвета, картинки с разной слоговой структурой, картинки с изображениями.
Ход занятия:
1 вариант (определение места звука в слове) .
Педагог показывает воспитанникам веселый паровозик и 9 картинок.
Ребята, наш веселый паровозик отправляется в Звуковой город. Он повезет подарки для звука [А]. В первый вагон можно погрузить подарки, в названии которых звук [А] слышится в начале слова (в первом вагончике первое окошко темнее остальных окошек, во второй вагон – подарки, в названии которых звук [А] слышится в середине слова (темное окошко в середине, а в третий вагон – подарки, в названии которых звук [А] слышится последним (темное окошко последнее).
2 вариант (определение количества слогов в слове)
Игра проводится аналогично, только меняется игровое задание: необходимо отобрать картинки с заданным количеством слогов (в первый вагон – односложные слова, во второй – с 2 слогами, в третий – с 3 слогами).
3 вариант (звуковой анализ слова).
Научить определять гласные- согласные звуки, твёрдые – мягкие. Воспитанникам раздаются квадратики (красный, зеленый, синий, черный). В зависимости от того, где находится заданный звук, воспитанники ставят подходящие к соответствующей звуковой схеме карточки с цветом.
4 вариант (совершенствование лексико-грамматического строя речи).
Используя картинки к заданиям, педагог может предлагает:
Подобрать слова-признаки к едущим в вагоне картинкам (пижама: фланелевая, желтая, теплая, мягкая);
Подобрать слова – действия (лягушка: квакает, прыгает, ловит);
Назвать один предмет и множество (ведро - ведра);
Назвать пять таких предметов (обруч - пять обручей);
Поиграть в «Жадину» и назвать предметы, употребляя слова «мой», «моя», «мое», «мои» (мой шампунь, мои очки, моя пижама);
Поиграть в «Прятки» - назвать, чего нет в вагоне (нет чашки, обруча, ведра);
Назвать ласково предметы (куколка, елочка, подушечка);
Ответить на вопросы: «Чьи уши? Чей хвост?» (лисьи уши, лисий хвост);
Назвать маму, папу и детенышей животных, едущих в вагоне (мама – курица, папа – петух, детеныш (птенец) – цыпленок).
5 вариант (формировать родовые обобщающие понятия).
Для данной игры потребуется три вагончика и картинки с изображением животных. Воспитанникам предлагается «сажать» в первый вагончик животных жарких стран, во второй вагончик – диких животных, в третий – домашних животных.
Паровозик изготовлен из фетра в красочных тонах.
Картинки для удобства разложены по конвертам.
Во время занятия воспитанники указывают в каком вагончике поедет тот или иной герой (предмет).
Для звукового разбора конкретного слова имеется полотно с окошками. В него воспитанники вставляют карточки по цвету (красный - гласный, синий - согласный твердый, зеленый - согласный мягкий, черный - ударный звук).
Картотека картинок хранится в коробке.
Дополнительно подобрана картотека игр и разложена по папкам.
Если хочешь, чтоб ребята,
Знали звуки и слова,
В руки папку Вы возьмите,
Загляните все туда!
Там в кармашках есть картинки,
С ними можешь ты играть,
А захочешь и загадки,
Вместе будешь составлять!
С этой папкой Вы дружите,
Слоги, буквы находите.
Время года закрепляйте,
Ну, а дома повторяйте!
1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи.
2. Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря).
3. Игры для развития грамматического строя речи.
4. Игры для развития связной речи.
5. Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса).
Публикации по теме:
Дидактическая игра по развитию речи «Кукла Алина» Участники: дети средней группы, воспитатель. Цель: развития связной речи детей.
Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир. Именно поэтому дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка.
Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.
Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром и формированию представлений о здоровом образе жизни для детей дошкольного возраста.
Цель игры: развитие причинно-следственных связей у детей дошкольного и младшего школьного возраста, умения связно выражать свои мысли. Материал:.
Дидактическая цель:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Закрепление счета (один – много, для детей постарше – порядковый счет), закрепление величины (большой – маленький).
3. Закрепление цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный).
4. Закрепление геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
5. Закрепление речи и мышления.
6. Познание окружающего мира (животные, транспорт).
Вариативность:
1. Подбор колес по их цвету.
2. Подбор колес по цвету вагона.
3. Подбор окошек нужной формы (например игра «Закрой окошечко, чтобы солнышко не светило», «Спрячь собачку»).
4. Игра «В каком вагончике сидит жираф?»
5. Игра «В вагончике, какого цвета сидит кошечка?»
6. «Собери узоре правильно» (например чередование колесиков в нужной последовательности – желтый, зеленый, синий).
Правила игры:
Организационные: можно использовать, как настольная игра (дети за столом правильно подбирают геометрические фигуры); а можно использовать, как наглядное пособие при изучении транспорта, цвета, счета.
Дисциплинирующие: дети становятся усидчивыми, соблюдают очередность.
Игровые:
Показываю детям паровозик и спрашиваю:
Ребята, а вы знаете, что у меня в руках? (Ответ детей – паровозик.)
Посмотрите, какой он красивый! Какой разноцветный! Скажите, а какого цвета вагончики? (дети называют цвета вагонов). Скажите, а какого цвета колесики? (Ответы детей.)
Ребята скажите, а вагончиков один или много? А сколько колесиков? (Ответы детей.)
Ребята посмотрите, а у нас поезд с пассажирами. Скажите, кто сидит в вагончиках? (Ответы детей.) Это паровозик друзей. А давайте мы с вами, тоже станем паровозиком. Я буду паровозиком, а вы моими вагончиками:
Вот поезд наш едет, колесики стучат,
А в поезде нашем колесики стучат.
Чу-чу, чу-чу-чу, бежит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
Но вот остановка в дороге опять,
Вставайте ребята, пойдемте играть.
Ребята давайте закроем окошечки, чтобы солнышко не светило друзьям в глазики. Раздаю детям карточки в форме квадрата, круга, треугольника, прямоугольника и прошу их подобрать карточку для каждого окошечка нашего паровозика (для начала подбираем колеса черного цвета, потом усложняем – подбираем колеса под цвет вагона, потом подбираем нужные окошечки – геометрические фигуры). После того, как дети справились с этим заданием, можно предложить вспомнить стихотворение С. Михалкова «Песенка друзей»:
Мы едим, едим, едим,
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые друзья.
Красота, красота
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку – забияку,
Обезьянку, попугая –
Голубцова Наталья Николаевна ,
воспитатель
МА ДОУ детский сад «Ёлочка»
с. Абатское
стаж работы воспитателем - 4 года
Дидактическая игра для детей от 3-7 лет
Описание дидактической игры
Игра изготовлена из твёрдого картона, с использованием самоклеющейся плёнки основных цветов.
Пять вагонов дидактического пособия – это плоскостные вагончики основных цветов; карточки с цифрами из картона, рисунки вырезаны из разных книг и журналов.
Паровозик можно подвешивать на доске (с помощью магнитов) или располагать на любой горизонтальной поверхности.
Данное пособие используется как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми разных возрастных категорий. В игре можно придумывать каждый раз различные истории, отправляться в путешествие на разноцветном паровозике, тем самым, развивая творческую активность детей.
Цель:
1. Вызвать у детей интерес к игре, используя модель паровоза.
2. Упражнять детей в классификации животных и птиц, в умении расставлять вагончики по порядку в соответствии с цифрой:1, 2, 3, 4, 5; расставлять цифры в возрастающем и убывающем порядке.
3. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, речь.
4. Воспитывать интерес к окружающему.
Варианты игр для детей:
«Собери поезд» (для детей 3-7 лет)
Цель: Закреплять и уточнять знание основных цветов, форм (цветов спектра, знать последовательность расположения). Развивать активную речь при названии предметов.
Ход игры: Предложить детям помочь паровозику прицепить вагончики, но это нужно сделать в определённой последовательности, так как цвета расположены на радуге. Рассказать, из каких фигур составлен паровоз, вагоны.
«Расставь вагоны по порядку» (для детей 4-7 лет)
Цель: закреплять счет, мышление.
Ход игры: Предложить детям помочь паровозику прицепить вагончики, но это нужно сделать в определённой последовательности.
«Веселая семейка»
Цифры (счет до 10) (для детей 5-7 лет);
Животные, птицы (для детей 3-7 лет)
Цель игры: учить детей классифицировать предметы, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь разместить картинки по вагончикам, классифицируя картинки (дикие и домашние животные, перелетные и зимующие птицы, цифры).
Назови, кто едет в первом, втором и т. д вагоне
Сосчитай сколько пассажиров в поезде, кто едет первым,. пятым.
Игра с вагончиками "Что изменилось? ", "Кого не стало? "
Назови кто на картинке справа, слева, рядом, впереди, сзади и т.д.
«В гости к сказке» (для детей 2-7 лет)
Цель: Развивать внимание, память, речь, воображение; учить называть героев сказок и рассказывать знакомые сказки, придумывать свои.
Ход игры:
Запыхтел паровоз
И вагоны повез.
Пых-пых-пых, чу-чу-чу,
С ветерком прокачу!
Воспитатель предлагает назвать пассажиров в поезде. Вспомнить и назвать сказки, в которых герои встречаются. Придумать и рассказать свои сказки с этими героями.
Марина Михайлова
Материал : бумажный паровозик и вагончики , предметные картинки (овощи, фрукты, животные, деревья, посуда, сказочные персонажи и . т. д, сюжетные картинки по временам года, карточки-знаки, обозначающие предлоги.
1 вариант. (6-7 лет)
Цель : Сформировать понятие «предложение» . Научить составлять предложение из заданного количества слов. Научить детей правильно употреблять предлоги «на» , «в» , «за» , «над» , «перед» , «под»
Ход игры : воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на веселом паровозике . Вагончики паровозика –это слова . На каждой станции к паровозику прикрепляются новые вагончики. К паровозику прикрепляется первый вагончик, который будет обозначать тему путешествия, например «Лес» , «Цирк» , «Библиотека» , «Колобок» , «Погода» Воспитатель прикрепляет второй вагончик и придумывает первое предложение из двух слов, например : "Наступило утро. " На следующей станции прикрепляется вагончик и дети придумывают предложение из трех слов, например :-Мы нашли грибы. Предложения могут быть обособленными или из них можно составить целый рассказ .
2 вариант
Воспитатель прикрепляет к паровозику несколько вагончиков и между ними кладет карточки-предлоги. Дети должны придумать предложение с заданным количеством слов и правильно употребить предлог.
3 вариант.
Воспитатель прикрепляет к вагончику несколько предметных картинок и карточки-предлоги, просит детей придумать предложение и поставить вагончик-предлог на нужное место.
Игра «Сказочный паровозик »
Цель : Обогащать словарный запас, развивать связанную речь , учить детей пересказывать сказки , используя предметные картинки, развивать фантазию .
1 вариант.
Воспитатель прикрепляет к вагончику предметные картинки на тему той или иной сказки в неверном порядке и просит детей вспомнить сказку и расставить картинки-вагончики по порядку.
2 вариант.
Воспитатель меняет местами картинки известной сказки и просит детей поменять (придумать) новый сюжет в соответствии с порядком вагончиков.
Игра «Расскажи – ка »
Цель : Развивать связанную речь , учить пользоваться сюжетными картинками и составлять рассказы с развивающимся сюжетом .
1 вариант
Педагог прикрепляет к паровозику несколько сюжетных картинок на заданную тему и просит детей составить рассказ . Затем педагог меняет картинки местами и рассказ меняется . Чем больше картинок, тем больше вариантов рассказа .
2 вариант.
Перед детьми на столе лежат предметные картинки. Воспитатель предлагает придумать рассказ на заданную тему . Дети должны самостоятельно разложить картинки и составить по ним рассказ . В игре могут участвовать 2-3 команды.
Публикации по теме:
Конспект организации дидактической игры «Паровозик с сюрпризами» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Паровозик с сюрпризами» для детей младшего дошкольного возраста. Аннотация Дидактическая игра «Паровозик с сюрпризами».
Дидактическая игра "Веселый паровозик" Можно использовать со 2 младшей группы Цель: развитие у детей сенсорного восприятия, а так же закрепление.
Дидактические игры по развитию речи Игра «МАМИНА СУМКА» Игровой материал: бумага и карандаши. Правила игры: Догадайтесь, какие про-дукты принесла мама из магазина, если она.
Дидактические игры по развитию речи. Картотека Развитие слухового внимания. Игра «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание.
Конспект игры-соревнования по произведению Г. Цыферова «Паровозик из Ромашкино» для подготовительной группы Цель: Научить детей работать в команде. Задачи: Образовательные: ориентироваться с помощью компаса в группе. Работать в команде. Ознакомление.
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Веселый паровозик» Тема: «Веселый паровозик» Цель: создание аппликации «веселый паровозик» из бумаги Задачи: Образовательная: -закреплять умения создавать.
Конспект занятия по ФЭМП с элементами экспериментирования во второй младшей группе «Веселый паровозик» Конспект занятия по ФЭМП с элементами эксперементирования. Во 2 младшей группе